Организация проведения общественных обсуждений относительно решений в сфере охраны окружающей среды и проведение общественной экологической экспертизы

Эксперты и специалисты «НПП «ЭКОЗАЩИТА» имеют огромный успешный опыт в организации общественных обсуждений, и могут быть привлечены Заказчиками отделенно для участия во всех видах общественных обсуждений относительно принятия решений по вопросам, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды.

В соответствии с:

с целью обеспечения прав общественности относительно участия в принятии решений в сфере охраны окружающей среды в Украине регулируются все правоотношения относительно реализации прав общественности на участие в принятии решений в сфере охраны окружающей среды.

Ниже перечислены виды решений по вопросам, которые касаются окружающей среды, в процессе принятия которых в Украине проводятся общественные обсуждения:

  • разработка и экспертиза проектной и градостроительной документации;

  • нормативно-правовые акты;

  • межгосударственные, государственные, региональные, местные и другие территориальные программы, планы действий, стратегии и другие программные документы;

  • заключения государственной экологической экспертизы;

  • решения о финансировании природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий за счет фондов охраны окружающей среды;

  • другие решения, реализация которых может иметь существенное влияние на окружающую среду.

Эксперты и специалисты «НПП «ЭКОЗАЩИТА» имеют огромный успешный опыт в организации общественных обсуждений, и могут быть привлечены Заказчиками отделенно для участия во всех видах общественных обсуждений относительно принятия решений по вопросам, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды, и готовы провести для Вас такие работы, как:

  • организация и проведение общественной экологической экспертизы;

  • общественное (публичное) обсуждение проектов решений центральных органов исполнительной власти и их органов на местах, которые производят или могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды, во время проведения парламентских слушаний, конференций, семинаров, круглых столов, обсуждения результатов социологических исследований, собраний граждан по месту жительства и тому подобное;

  • работа в составе экспертных и рабочих групп, комиссий, комитетов по разработке программ, планов, стратегий, проектов нормативно-правовых актов, оценок рисков;

  • работа в составе государственных эколого-экспертних комиссий;

  • обсуждение заявлений об экологических намерениях и последствиях запланированной деятельности и возможных альтернативных вариантов проектов решений относительно этих видов деятельности при проведении ОВОС;

  • подготовка обращений к органам исполнительной власти по актуальным экологическим проблемам с предложениями и рекомендациями относительно их решения в порядке, установленном Законом Украины «Об обращении граждан»;

  • выступления в средствах массовой информации по экологическим вопросам;

  • другие формы, предусмотренные законодательством Украины.


Основные положения относительно форм проведения общественных обсуждений при принятии решений по вопросам, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды

Общественное обсуждение (слушания) экологических вопросов в Украине является распространенной формой выявления общественного мнения для принятия решений по проектам и др. вопросам, которые могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды; оно может инициироваться субъектами общественных слушаний.

На предложение общественности или Заказчика проекта решения лицо, которое принимает решение, избирает форму общественного обсуждения.

Формы проведения общественных обсуждений по вопросам, которые касаются охраны окружающей среды - разнообразны.

Чаще всего, с целью учета интересов субъектов общественного обсуждения создаются представительские консультативные или совещательные органы, в состав которых на добровольных началах могут входить представители общественности, Заказчика проекта решения и лица, которое принимает решение.

Лицо, которое принимает решение, назначает дату и место проведения общественного обсуждения и сообщает об этом субъектам общественного обсуждения не позже чем за 30 дней до момента его проведения через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу, систему Интернет, специальные издания), путем рассылки таких сведений заинтересованной общественности обычной или электронной почтой, размещения объявлений в общественных местах и информационных центрах, информирование через представительские консультативные и совещательные органы.

В сообщении о проведении общественного обсуждения содержится информация о:

  • предусмотренную процедуру, место, дату и время его проведения;

  • содержание заявления Заказчика проекта решения относительно намерений размещения, строительства, реконструкции объекта или осуществления другой деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на состояние окружающей среды,

  • короткое содержание проекта концепции, стратегии, программы, местного плана действий, нормативно-правового акта;

  • лицо, которое принимает решение; адреса, по которым можно ознакомиться с дополнительной информацией и послать информационные запросы, предложения, замечания и рекомендации относительно запланированного рассмотрения вопроса;
  • сроки представления информационных запросов, замечаний и предложений;

  • возможность участия общественности.

Чаще всего общественное обсуждение начинается с доклада Заказчика проекта решения. В докладе должны быть освещены такие вопросы:

  • содержание проекта решения относительно запланированной деятельности (или нормативно-правового акта);

  • возможное негативное влияние на состояние окружающей среды (или необходимость рассмотрения проекта нормативно-правового акта);

  • мероприятия для предотвращения и/или уменьшения такого влияния;

  • короткое содержание проекта решения (или проекта нормативно-правового акта);

  • содержание замечаний и предложений общественности, которые поступили к началу общественного обсуждения;

  • другие сведения относительно проекта решения.

Во время проведения общественного обсуждения общественности предоставляется возможность свободно выражать в устной и письменной форме свои мнения, замечания, предложения, рекомендации относительно вынесенных на рассмотрение вопросов.

Материалы общественного обсуждения фиксируются с применением стенографических или аудиовизуальных методов. Представители заказчика проекта решения обязаны обеспечить ответы на вопросы общественности в устной форме во время общественного обсуждения или в письменной форме после его окончания.

Ход и результаты общественного обсуждения оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем, избранными на время проведения общественного обсуждения его участниками.

Результаты должны быть максимально учтены при подготовке проекта решения. Лицо, которое принимает решение, после определения соответствующего решения относительно рассмотренного вопроса, информирует о нем общественность через средства массовой информации в срок, который не должен превышать 30 календарных дней. На письменный запрос общественности ей могут предоставляться для ознакомления стенограммы, аудио-, видеозаписи, полный текст принятого решения с его обоснованием и другие материалы, которые имеют отношение к общественному обсуждению. Материалы общественного обсуждения хранятся в архивах.

Общественности предоставляется возможность посылать свои замечания и предложения представительским консультативным и совещательным органам в сроки, объявленные в прессе. Предложения и замечания общественности относительно проектов нормативно-правовых актов должны быть рассмотрены и учтены в пределах действующего законодательства.

Участие общественности при проведении ОВОС и экологической экспертизы проектов строительства

Особенности общественных слушаний (обсуждения) в процессе оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовки заключений государственной экологической экспертизы

Общественное обсуждение в процессе принятия решения относительно размещения, строительства, реконструкции объекта или осуществления другой деятельности, которая оказывает или может оказать негативное влияние на состояние окружающей среды, происходит в 2 основных стадии:

  • стадия подготовки материалов ОВОС и

  • стадия экологической экспертизы.

Общественное обсуждение происходит в форме комментирования и общественных (публичных) слушаний. Для видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, проведение общественных слушаний на стадии подготовки материалов ОВОС является обязательным. Масштабность обсуждения должна определяться масштабами ожидаемого влияния. В течение общественного обсуждения может проводиться несколько слушаний.

На стадии подготовки материалов ОВОС общественное обсуждение начинается с момента публикации "Заявления о намерениях" (с самого начала ОВОС, разработчик ОВОС и владелец Проекта готовит "Заявление о намерениях" (Дополнение "Г" ДБН А.2.2-1-2003), в котором должны быть отмечены все потенциальные проблемы относительно влияния на окружающую среду и потенциальные экологические риски Проекта).

Процесс консультаций по ОВОС, согласно п.1.6 ДБН А.2.2-1-2003, начинается с объявления "Заявления о намерениях" реализовать Проект, после чего могут состояться начальные общественные обсуждения относительно Проекта (они стали снова обязательными с 20.11.2012г., когда в действие вошли изменения к абз.3 ч.1 ст.31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности").

Количество общественных обсуждений отечественными строительными нормами и законами не регулируется. Второе открытое слушание целесообразно проводить тогда, когда результаты ОВОС вместе с любыми комментариями от общественности, собранными на протяжении процесса, становятся доступными для Заказчика Проекта, Генпроектувальника и разработчика ОВОС. Экземпляры ОВОС должны быть доступными для общественности. Для этого в "Заявлении о намерениях" реализовать Проект отмечается дата, место и период ознакомления с материалами ОВОС и Проекта.

Длительность общественного обсуждения (комментирование и проведение общественных слушаний) на этой стадии не может быть меньшей, чем 30 дней с момента публикации "Заявления о намерениях".

Обязательные общественные слушания проводятся не раньше, чем за 15 дней с момента предоставления общественности проекта материалов ОВОС и другой документации для ознакомления и рассмотрения, и обнародования объявления об их проведении.

В процессе экологической экспертизы также могут проводиться общественные (публичные) слушания и открытые заседания. Участие общественности в процессе экологической экспертизы также может осуществляться путем выступлений в средствах массовой информации, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий, групп по проведению общественной экологической экспертизы, и тому подобное.

В течение общественного обсуждения организатор общественного обсуждения должен обеспечить бесплатный доступ общественности ко всей информации, которая касается процесса принятия решения (материалов ОВОС и другой документации), имеющейся на момент реализации процедуры общественного обсуждения и в меру ее поступления.

Такая информация должна, по крайней мере, включать следующее:

  • описание промышленного объекта, физические и технические характеристики предложенной деятельности, включая оценку сбросов, отходов и выбросов;
  • описание наиболее существенных факторов влияния на окружающую среду;
  • описание мероприятий, предусмотренных для предотвращения и/или уменьшения влияний, включая выбросы;

  • популярное резюме вышеупомянутого;

  • обзор основных альтернатив, рассмотренных Заявителем;

  • другую, предусмотренную законодательством документацию, которая подается органу, который утверждает заключения экологической экспертизы, и имеется на момент обращения общественности.

Доступ общественности к информации обеспечивается путем размещения ее для ознакомления в местах, доступных для общественности, на территории, на которую распространяется влияние деятельности, относительно которой разрабатывается документация. Отмеченная информация может размещаться для ознакомления в помещениях соответствующих органов местной власти и местного самоуправления, Орхусских центрах, и в соответствующих территориальных органах, которые утверждают залючения экологической экспертизы, а также в сети Интернет. Общественности предоставляется возможность делать копии и выписки из предоставленной документации, а также ознакомления с информацией по месту размещения.

Материалы учета мнения общественности в процессе ОВОС и экологической экспертизы должны содержать:

  • сведения об опубликовании в средствах массовой информации «Заявления о намерениях» и проведенных общественных обсуждений;

  • письменные и другие документы обращений общественности;

  • перечень материалов, представленных со стороны Заказчика и исполнителя ОВОС на рассмотрение общественности, перечень вопросов, предложений и замечаний граждан, обоснованные ответы;

  • обобщенные решения об учтенной части общественных предложений (замечаний) и обоснованиях, которые касаются неучтенной их части (в форме таблицы, где отмечается предложение и информация о ее учете);

  • решение общественной экспертизы (если она проводилась).

Внесение изменений в материалы ОВОС по результатам общественного обсуждения осуществляется Заказчиком и Генпроектировщиком. Мотивация неучета тех или других решений предложений (замечаний), предоставляется общественности.

Материалы ОВОС по их завершению, комплектуются "Заявлением об экологических последствиях планируемой деятельности". "Заявление о последствиях" сжато содержит выводы ОВОС и наиболее важные комментарии (Пункт 4.2 ДБН А.2.2-1-2003), и распространяется через общенациональные / или местные средства массовой информации, публикации в сети Интернет.

Итоговый вариант ОВОС, который включает все комментарии общественности, в составе проектной документации соответствующего этапа проектирования - подается на экспертизу (процесс анализа и оценки проектной документации, который проводится ответственными экспертными учреждениями и организациями всех форм собственности согласно требований статьи 31 Закона Украины "О регулировании градостроительной деятельности").

Памятка эксперта экологической экспертизы

(в части проверки соблюдения требований относительно участия общественности в принятии решений по вопросам, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на состояние окружающей среды)

«НПП «ЭКОЗАЩИТА», как субъект экологической экспертизы и разработчик ОВОС, обращает внимание участников инвестиционного процесса строительства объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность (инвесторов, заказчиков планируемой деятельности и проектных организаций, органов государственной власти, местного самоуправления), что при приеме проектной документации на экологическую экспертизу экспертами проверяется наличие следующих документов: