Разработка и внедрение программ мониторинга и управления в сфере охраны окружающей среды и социального влияния ("ESAP" - Environmental and Social Actions Plans) 

Экологические консультанты "НПП "ЭКОЗАЩИТА" имеют позитивный опыт экологического сопровождения международных инвестпроектов, которые финансируются за счет международных финансовых учреждений (ЕБРР, МФК, МБ и др.). Мы готовы оказать Вам профессиональную экологическую поддержку в части защиты Ваших интересов при обращении за финансированием Вашего Проекта в международные финансовые институты и учреждения. 

Владельцам крупных проектов, которые намереваются получить кредит от международных финансовых учреждений, в частности ЕБРР, важно знать, что 12 мая 2008 года Совет директоров ЕБРР одобрил "Экологическую и социальную политику", а также "Требования ведения деятельности". Эта "Политика" вступила в действие через шесть месяцев после ее утверждения и являет собой замену "Экологической политики ЕБРР" от 2003 года, для проектов, которые получают первичное одобрение после введения в действие "Экологической и социальной политики ЕБРР". 

В соответствии с "Экологической и социальной политикой ЕБРР" (2008), любые проекты, которые финансируются Банком, должны реализовываться таким образом, чтобы они могли удовлетворять таким требованиям: 

  • обеспечить соблюдение национального законодательства по вопросам охраны окружающей среды;
  • отвечать стандартам защиты окружающей среды Европейского Союза в той мере, насколько это является приемлемым для определенного Проекта.

 Основные принципы и международная практика проведения оценки влияния на окружающую среду закреплены в соответствующих Директивах ЕС относительно проведения оценки экологического воздействия и в разъяснениях Группы Мирового Банка. При этом ЕБРР не финансирует проекты, которые противоречат международным обязательством, принятым соответствующим государством в рамках международных договоров по вопросам защиты окружающей среды.

Каждый стандартный «План экологических и социальных мероприятий» ("ПЭСМ") в рамках конкретного Инвестпроекта содержит перечень экологических и социальных влияний Проекта, и перечень связанных с ними мер пресечений; а там, где предотвращение не является возможным, - перечень смягчающих мероприятий, направленных на улучшение окружающей среды и условий проживания местного населения. "ПЭСМ" также содержит информацию об экологических преимуществах, законодательных требованиях, ответственности, необходимом времени и оценочные критерии для успешного выполнения этих мероприятий. 

ЕБРР ожидает, что владельцы Проектов должны самостоятельно идентифицировать все Заинтересованные стороны, и должны взаимодействовать с ними на постоянной основе, а также обязываются привлекать общественность, которая потенциально будет подлежать влияниям Проектов, путем раскрытия информации, консультаций и поинформированного участия, которое, по мнению ЕБРР, должно осуществляться в масштабах, пропорциональных объемам влияний, связанных с Проектами.  Такое взаимодействие с Заинтересованными сторонами должно осуществляться согласованно с духом, направлениями и целями "Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, которые касаются окружающей среды" (Орхусская Конвенция), "Директивы ЕС об оценке воздействия на окружающую среду" и, для Проектов, имеющих потенциально значимое трансграничное влияние, - "Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" (Конвенция Эспоо), независимо от статуса ее ратификации. 

Финансируемые Банками (ЕБРР, МФК, МБ и др.) Проекты должны отвечать «Наилучшей международной практике» в части обеспечения устойчивого развития в сфере окружающей среды. С целью помощи своим Клиентам в достижении вышеприведенного, Банк установил специальные "Требования Ведения Деятельности" ("ТВД") в ключевых направлениях экологических и социальных аспектов влияний Проектов. 

Общая информация касательно "ПЭСМ" ("ESAP" - Environmental and Social Actions Plan) 

Планы экологических и социальных мероприятий ("ПЭСМ") разрабатываются, внедряются и контролируются при реализации каждого инвестиционного Проекта, который финансируется международными финансовыми учреждениями (ЕБРР, МФК, МБ и др.). "Планы экологических и социальных мероприятий" ("ПЭСМ") детально подытоживают организационные требования, планы действий и планы мониторинга, с целью обеспечения проведения необходимых мер со стороны владельца Проекта для избежания потенциальных негативных, и максимизации потенциальных позитивных влияний Проекта - в сфере экологии, здравоохранения, техники безопасности и социальных аспектов, а также относительно соответствия Проекта требованиям действующего законодательства Украины и политики международных финансовых организаций (Особенно - Политика ЕБРР 2008 - "Требования относительно результатов деятельности №1" (касательно ОСЕ8 (ПЭМСМ)). 

Конкретные пункты каждого конкретного "ПЭСМ" в основном основываются на «Базовых условиях» и «Оценке влияния», которые содержатся в предварительно проведенных для каждого конкретного инвестиционного Проекта экологических исследованиях, плюс результаты обсуждений с заинтересованными Сторонами. 

Основной целью мероприятий по уменьшению негативного влияния, отмеченных в "ПЭСМ", является максимальное избежание негативных воздействий каждого Проекта или их минимизация до приемлемого уровня. Аналогично, предлагаются соответствующие мероприятия с целью максимизации позитивных воздействий , связанных с реализацией каждого конкретного инвестиционного Проекта. 

"ПЭСМ" берет за основу долгосрочный подход относительно полного жизненного цикла Проекта, который будет расширяться и углубляться в течение трех стандартных ключевых этапов реализации Проекта: 

  • «Строительство»
  • «Эксплуатация», и
  • «Вывод из эксплуатации» (включая возобновление природной среды). 

Каждый "ПЭСМ" состоит из взаимосвязанных процедур и рекомендованных норм. Общая ответственность за "ПЭСМ" остается за владельцем Проекта, при этом ряд отдельных мероприятий должен выполняться всеми Подрядчиками, на разных этапах. Деятельность Подрядчиков, однако, должна осуществляться под личным присмотром владельца Проекта, с целью обеспечения соответствия "Плана деятельности подрядчиков". Это должно быть предусмотрено отдельным "Планом взаимодействия с подрядчиками". 

Международные  стандарты  и  рекомендации  относительно детализации  пунктов  "ПЭСМ" включают, но не ограничиваются следующими: 

  • «Стандарты МФК относительно результатов деятельности относительно социальной и экологической сбалансированности», 2007г., в частности – «Стандарт результатов деятельности №2 об условиях труда»;
  • «Экологическая и социальная политика ЕБРР», 2008 г.;
  • Инструкции MOT: Оптимальная практика «Безопасность и здравоохранение в строительной деятельности».  ILO - OSH (2001);
  • «Рекомендации относительно списка профессиональных болезней и регистрации» и «Информирование о несчастных случаях и заболеваниях на рабочем месте» (Рекомендация MOT 194). 

Таким образом, каждый "ПЭСМ" включает 2 основных аспекта: 

  • первый включает более детальное рассмотрение мероприятий по смягчению влияний, связанных с разнообразными экологическими и социальными темами, которые описаны в "ОЭСВ".
  • второй касается мероприятий, связанных с мониторингом со стороны кредитующих учреждений, включая организационные/контрольные мероприятия, которые должен выполнить владелец Проекта (относительно внутреннего контроля). 

Стандартные мероприятия, которые осуществляют владельцы инвестиционных Проектов в рамках "ПЭСМ" 

Владелец инвестиционного Проекта, который финансируется международным учреждением, должен выполнить ряд мероприятий в течение жизненного цикла Проекта с целью обеспечения успешной реализации "ПЭСМ". Для каждой темы предусмотрен один или несколько "Ключевых показателей эффективности", с целью объективного подтверждения реализации конкретной меры. 

Организационная компетенция 

Владелец инвестиционного Проекта должен установить и поддерживать организационную структуру, которая определяет роли, пределы ответственности и полномочий относительно реализации "ПЭСМ", описанного в Отчете по "ОЭСВ".

 Это включает следующие аспекты: 

  • Определение старшего Руководителя, который несет всестороннюю ответственность, и еще одного или нескольких Менеджеров, которые несут оперативную ответственность за отдельные аспекты или этапы "ПЭСМ", включая руководство разными Подрядчиками;
  • Заявление об обязательстве со стороны Старшего руководства выделять необходимые трудовые и финансовые ресурсы в течение всего Проекта с целью достижения постоянного и эффективного выполнения "ПЭСМ";
  • Информирование Проектной команды Владельца инвестиционного Проекта и общественности / Заинтересованных сторон - об обязательствах, ролях и соответствующей ответственности. Разработка программ информирования и проведения тренингов для сотрудников, которые участвуют в Проекте, относительно социальных и экологических аспектов Проекта и соответствующих конкретных обязательств согласно "ПЭСМ". 

План управления Подрядчиками 

В то время, как каждый Владелец инвестиционного Проекта несет общую ответственность за Проект и реализацию "ПЭСМ", значительный объем работ будет выполняться привлеченными Подрядчиками, включая проектные организации, геодезистов, землеустроителей, специалистов по получению разрешений (на этапе планирования), и особенно Генерального строительного подрядчика (на этапе строительства и позже на этапе ввода в эксплуатацию). 

Таким образом, Владельцу инвестиционного Проекта важно внедрить процедуры в рамках "Плана управления подрядчиками", которые обеспечили бы полную осведомленность подрядчиков относительно соответствующих вопросов "ПЭСМ" и взятие ими ответственности за успешную реализацию "ПЭСМ". 

Основные компоненты "Плана управления подрядчиками": 

  • Назначение Старших руководителей от имени Владельца инвестиционного Проекта, ответственными за "План управления подрядчиками" (его частями, связанными с конкретными этапами Проекта);
  • Тренинги для ответственных лиц департамента по работе с Подрядчиками;
  • Отдельные положения "ПЭСМ" (включая требования, связанные с профессиональными заболеваниями и техникой безопасности) должны быть включены в тендерную документацию в рамках получения услуг, которые являются предметом тендера;
  • Анализ возможности участников тендера выполнять требования "ПЭСМ" (то есть достаточные навыки и опыт), которые являются частью процесса принятия решения об избрании победителя тендера;
  • Каждый контракт должен включать требования, связанные с экологическими и социальными рисками и требованиями "ПЭСМ" относительно деятельности подрядчиков, а также соответствующие мероприятия по устранению нарушений. Кроме того, контракты должны включать требования о принятии Субподрядчиками обязательств аналогично Подрядчикам, в случае их привлечения;
  • Подрядчик должен обеспечить наличие необходимого количества квалифицированного персонала по экологии, здравоохранению и технике безопасности (EH&S) для обеспечения соответствия деятельности национальным правилам и требованиям по EH&S и рекомендованным международным нормам (таким как «Требование ЕБРР относительно результатов деятельности №2» - относительно условий труда). Необходимо провести оценку потенциальных рисков на рабочих местах, таких как химические, механические риски, поражение электрическим током, работы на высоте и в ограниченном пространстве, работы с высокими температурами и др.
  • Подрядчики должны демонстрировать соответствующие умения, квалификацию и опыт работы своего персонала и своих субподрядчиков Руководителю.
  • Строительный персонал и Субподрядчики должны проходить всесторонние тренинги по здравоохранению и технике безопасности непосредственно после назначения, после чего проводятся регулярные тренинги в течение всего периода строительства. Временным работникам предоставляются специальные инструкции по безопасности.
  • В случае привлечения иностранных компаний в качестве Подрядчиков и значительного количества иностранцев, особенное внимание необходимо уделить обеспечению выполнения украинского и международного трудового законодательства и постановлений (например, базовые стандарты труда «MOT», такие как относительно детского труда, рабочего графика, сверхурочных выплат и др.).
  • Владелец инвестиционного Проекта на регулярной основе должен осуществлять мониторинг выполнения подрядчиками требований "ПЭСМ". 

Стандарты и инструкции, связанные с детализацией пунктов "ПЭСМ" включают, но не ограничиваются следующим: 

  • "Экологическая и социальная политика ЕБРР", 2008 г.;
  • MOT. "Инструкции оптимальной практики "Безопасность и охрана здоровья во время строительства". ILO - OSH (2001);
  • "Рекомендации относительно списка профессиональных болезней и регистрации" и "Информирование о заболевании и несчастных случаях на рабочем месте" (Рекомендация MOT 194);
  • Кодекс законов Украины о труде;
  • Другое законодательство Украины, связанное с данной темой. 

Ключевые показатели эффективности управления подрядчиками: 

  • Публикация распределения ролей и ответственности относительно управления подрядчиками на сайте Проекта (может быть частью мероприятий, связанных с Организационной компетенцией);
  • Письменное подтверждение проведения внутренних тренингов специалистов относительно реализации "ПЭСМ";
  • Письменные примеры тендерных спецификаций и контрактов с отдельными положениями относительно требований "ПЭСМ";
  • Включение результатов выполнения "ПЭСМ" Подрядчиком в аудит "ПЭСМ". 

Ежегодный мониторинг и отчетность по вопросам выполнения "ПЭСМ" 

В зависимости от классификации инвестиционного Проекта международным финансовым учреждением (как Проект "Категории А" / "Категории В"), каждый Владелец инвестиционного Проекта должен иметь квалифицированных специалистов, с целью осуществления периодического мониторинга / аудита в течение всего периода участия ЕБРР (МФК, МБ и др.) в Проекте. 

На основе опыта международных инвестпроектов, первый аудит "ПЭСМ" целесообразно проводить через шесть месяцев после начала каждого нового этапа Проекта (Строительство, Эксплуатация и Техническое обслуживание, Вывод из эксплуатации), и на основе его результатов необходимо согласовывать следующий график аудитов; при этом аудит должен проводиться по меньшей мере ежегодно. 

Результаты аудита "ПЭСМ" должны документироваться и передаваться на рассмотрение старшим ответственным лицам Владельца Проекта и ЕБРР. Также, согласно "Политики ЕБРР о Разглашении информации" (ТВД №10), результаты аудита должны предоставляться соответствующим заинтересованным сторонам, к каким "ПЭСМ" имеет отношение. 

Отчеты об аудите "ПЭСМ" должны включать статус аспектов, связанных с EH&S, таких как разрешения, выполнения обязательств, предумотренных  лицензиями или разрешениями, нарушения экологических стандартов с анализом причин, мероприятия устранения нарушений, а также выполнения "ПЭСМ". Аудиты должны касаться как результатов деятельности Владельца Проекта, так и Подрядчиков и Субподрядчиков. 

В зависимости от результатов, может возникнуть необходимость пересмотра начального "ПЭСМ" для большего соответствия ситуации, которая изменяется и/или социальных, экологических или регуляторных условий и требований. 

Ключевые показатели эффективности для мониторинга "ПЭСМ": 

  • Привлечение квалифицированного внешнего Эксперта для проведения начального и периодического аудита;
  • Предоставление ЕБРР (МФК, МБ и др.) начального отчета об аудите "ПЭСМ" через шесть месяцев с момента окончательного согласования Отчета по «ОЭСВ», после чего предоставление (по меньшей мере) ежегодных отчетов об аудите "ПЭСМ" и его распространение среди заинтересованных сторон, например путем публикации на сайте Проекта. 

Процедуры общения и обжалования 

Каждый Владелец инвестиционного Проекта должен разработать и внедрить "Программу общения с общественностью" - с целью обеспечения непрерывного информирования Заинтересованных сторон и населения о ключевых экологических и социальных аспектах в течение будущей реализации Проекта (включая строительство и эксплуатацию). 

Данная Программа должна быть основана на процессе привлечения заинтересованных сторон и "Плане привлечения заинтересованных сторон" ("ППЗС"), которые являются частью Отчета по ОЭСВ. Основу этой Программы желательно размещать на сайте Проекта, а также в средствах массовой информации, информационных бюллетенях, и других средствах коммуникации с целью донесения информации Заинтересованным сторонам. 

Основные (стандартные) мероприятия "Программ общения с общественностью" описаны ниже. 

Особенное значение уделяется своевременному и надлежащему информированию местных жителей и землепользователей до начала и во время строительной деятельности на местах (непосредственно Владельцем инвестиционного Проекта и через строительных Подрядчиков): 

  • По меньшей мере на ежегодной основе Владелец инвестиционного Проекта должен информировать местных жителей о графике Проекта, а также времени/месте проведения запланированных работ;
  • Отдельная информация должна также предоставляться в случае значительных изменений в Проекте, которые могут повлечь значительное влияние на отдельные заинтересованные стороны, например изменение маршрутов площадок и трасс, пересмотр местного графика строительства. 

Владелец инвестиционного Проекта должен обеспечить функционирование горячей информационной линии по телефону, электронной почте и почте с целью содействия общению из общественностью и Заинтересованными сторонами. Информирование должно происходить параллельно с поддержанием процедуры представления жалоб, которое вводится в действие в рамках процесса ОЭСВ. 

Процедура обжалования (иногда также называется "Механизм обжалования"), предоставляет заинтересованным сторонам возможность официальной регистрации любых жалоб в адрес Владельца инвестиционного Проекта по поводу любой части процесса реализации Проекта (включая строительство и эксплуатацию). 

Процедура обжалования может, при необходимости, изменяться в ходе Проекта и будущего этапа эксплуатации. Строительный подрядчик должен также внедрить процедуру "Оперативного реагирования" с целью максимально эффективного и непосредственного реагирования на срочные жалобы заинтересованных сторон на месте; то есть - без обязательной необходимости прохождения процедуры обжалования с Владельцем инвестиционного Проекта. 

При необходимости, Владелец инвестиционного Проекта должен рассмотреть вопрос создания Комиссии по вопросам решения конфликтных ситуаций для решения сложных вопросов, поднятых в жалобах. Целью процедуры обжалования и работы Комиссии по вопросам решения конфликтных ситуаций является оперативное и эффективное реагирование на проблемы Заинтересованных сторон и местного населения непосредственно, таким образом избегая эскалаций проблем до уровня административных и судебных органов. 

Жалобы могут подаваться по почте, электронной почтой, по факсу, телефоном. Общий срок предоставления ответа на жалобы должен составлять до 1 месяца с момента получения, по закону Украины "Об обращении граждан". Владелец инвестиционного Проекта должен вести реестр полученных жалоб и мероприятий по решению проблемы. Обзор проблем, поднятых в жалобах, является частью ежегодного отчета по вопросам реализации Проекта на сайте Проекта, с сохранением конфиденциальности привлеченных лиц / заинтересованных сторон. 

Мероприятия по уменьшению экологических и социальных воздействий 

Отдельные рекомендованные мероприятия по уменьшению экологических и социальных воздействий для каждого этапа Проекта должны содержаться в соответствующих разделах "ПЭСМ". Для каждого пункта предоставляется следующая Информация: 

  • Целевые показатели / аспекты, которые могут приводить к потенциальному влиянию;
  • Потенциальные значительные влияния деятельности (негативное влияние, если не отмечено другое);
  • Рекомендованные мероприятия (смягчающие действия) по избежанию / уменьшению, включая указание длительности мероприятий для достижения качественных изменений в соответствующих случаях;
  • Перечень экологических рисков, которые удается предотвратить;
  • Нормативные требования;
  • Ключевые показатели оценки успешного выполнения (для подтверждения того, что мероприятия были проведены). 

Каждый из отмеченных мероприятий базируется на информации, полученной в рамках Базовой оценки и оценки влияний, которая проводится отдельно для каждого Проекта. 

Жесткий контроль за внедрением каждого конкретного "ПЭСМ" осуществляться со стороны Заимодателей (кредиторов) и их советников. 

Планы и мероприятия подлежат пересмотру относительно улучшения выполнения, если в результате мониторинга будут выявлены недостатки. Все виды деятельности, связанные со строительством и эксплуатацией, подлежат обзору со стороны ответственных органов власти Украины и регулярному инспектированию специалистами Банка (по экологическим и социальным вопросам). 

«НПП «ЭКОЗАЩИТА» выполняет оценку соответствия деятельности Компаний в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, а также социальной ответственности и коммуникаций с заинтересованными сторонами, требованиям, как Украинского законодательства, так и требованиям и нормам международных финансовых организаций (Международной финансовой корпорацией (МФК), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового Банка и др.). Помимо «Экологического аудиторского отчета», для Заказчика готовится «План действий в области охраны окружающей среды, промышленной безопасности и социальной ответственности», включающий рекомендации по организации взаимодействия с заинтересованными сторонами.

 «НПП «ЭКОЗАЩИТА» занимается разработкой новых методов и подходов к организации систем менеджмента, в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 14001, OHSAS 18000 и SA 8000. Приоритетным направлением является разработка и внедрение, интегрированных систем менеджмента, охватывающих вопросы управления в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, социальной ответственности, коммуникаций с населением. 

При этом принимаются во внимание особенности конкретных предприятий-клиентов и требования международных финансовых организаций к системам менеджмента. Возможны как разработка и внедрение полномасштабных систем менеджмента, так и работа с отдельными, приоритетными для заказчика элементами системы менеджмента, на разных этапах жизненного цикла предприятия (проектирование, строительство, эксплуатация). 

«НПП «ЭКОЗАЩИТА» готовит аналитические обзоры требований по отдельным вопросам оценки и управления воздействиями хозяйственной деятельности. Источниками информации выступают национальные базы данных, отечественное и международное законодательство, внутренние документы международных финансовых организаций, а также материалы, обобщающие лучшую международную практику по выбранной тематике. 

По запросу зарубежных компаний «НПП «ЭКОЗАЩИТА» могут быть подготовлены детальные обзоры требований законодательства Украины в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности, консультаций с заинтересованными сторонами. 

В случае, если Вам необходимо провести «Оценку экологических и социальных воздействий» (ESIA) Вашего Инвестпроекта, провести и внедрить «План привлечения заинтересованных сторон» (SEP), осуществить аудит «Плана экологических и социальных мероприятий» (ESAP), или др., опытные эксперты, аудиторы и специалисты "НПП "ЭКОЗАЩИТА" всегда будут рады предоставить Вам высококвалифицированные, конкретные консультации относительно экологического сопровождения Вашего Инвестпроекта для успешного кредитования!