Разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)

 ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА» имеет успешный многолетний опыт в исполнении проектов с оценкой влияния на окружающую среду, в соответствии с требованиями действующего украинского законодательства, в т.ч. с организацией и проведением общественных слушаний, подачей материалов ОВОС на согласование и государственную экспертизу, сопровождением в получении разрешительной документации - для объектов, разных за категориями сложности, отраслевой специализацией и региональным расположением.

Согласно статьи 51 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», проекты хозяйственной
и другой  деятельности должны иметь материалы оценки ее влияния на окружающую среду и здоровье людей.
Оценка осуществляется с учетом требований законодательства об охране окружающей среды, экологической
емкости данной территории, состояния окружающей природной среды в месте, где планируется размещение
объектов, экологических прогнозов, перспектив социально-экономического развития региона, мощности и видов
совокупного влияния вредных факторов и объектов на окружающую среду.

ОВОС является обязательным компонентом любого инвестиционного проекта в Украине в значении статьи 51 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», статьи 15 Закона Украины «Об экологической экспертизе», статьи 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Вообще, ОВОС в Украине регулируется положениями по крайней мере 12-ти международных договоров и конвенций, 42-мя законами, многочисленными подзаконными нормативными актами, методологическими разъясненнями и стандартами.

Любое предприятие, которое планирует осуществить инвестиционный проект, который может иметь влияние на окружающую среду, должно информировать соответствующие органы местного самоуправления, на землях которых будут находиться проектируемые сооружения такого объекта (так называемое «Заявление о намерениях»). Организации, которые занимаются предпроектными разработками, обязаны собирать соответствующую информацию относительно состояния окружающей среды в месте, где планируется размещение объекта, и подготовить материалы ОВОС в составе пакета документации относительно такого инвестиционного проекта.

Организации-разработчики ОВОС должны иметь в своем составе ответственных исполнителей (инженеров-проектировщиков), которые имеют соответствующий квалификационный сертификат Минрегионстроя на такую деятельность. ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА» имеет право на проведение работ по ОВОС в соответствии с вышеперечисленными требованиями, поскольку в составе нашей компании работают исключительно высокопрофессиональные, аттестованные инженеры-проектировщики по ОВОС.

«Порядок проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей, отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры» (в т.ч. ОВОС), утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23.05.2011г. №554. В соответствии с пунктом 5 отмеченного порядка при проведении Минрегионстроем Украины профессиональной аттестации инженеров-проектировщиков (и экспертов), привлекаются представители соответствующих центральных органов исполнительной власти (в т.ч. Минприроды Украины, Госсанэпидслужба Украины, Госгорпромнадзор).

Следует заметил, что полномасштабная ОВОС предусмотрена лишь для объектов, отнесенных к «Перечню видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность» (утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины №808 от 28.08.2013г.). Относительно других инвестиционных проектов, их подготовка требует ограниченной ОВОС, в объемах, необходимых для потребностей согласования и экспертизы.

Содержание материалов ОВОС, их структура, порядок подготовки и качество необходимой информации, установлены Государственными строительными нормами Украины «Состав и содержание материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» (ДБН А.2.2-1-2003), утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Украины №214 от 15.12.2003г. (с изменениями от 2010г.). В приложениях к настоящему нормативному акту прикреплены формы документов - например, Дополнение "В" содержит детальные разъяснения относительно структуры изложения информации про состав ОВОС, мероприятия, которые разработчики ОВОС должны выполнить на каждом этапе подготовки и проведения экологической оценки. Целью этого документа (ДБН) является обеспечение надлежащего качества анализа и контроля за охраной окружающей среды при реализации инвестиционных проектов.

Учреждения - разработчики проектной документации несут ответственность за несоблюдение государственных нормативов изложения и анализа информации относительно охраны окружающей природной среды. В Украине предусмотрена административная и даже криминальная ответственность за нарушение правил разработки, сдачи проектов, и другой аналогичной документации заказчику - без обязательных инженерных систем защиты окружающей среды (статья 253 Криминального кодекса Украины).

Большинство мероприятий ОВОС проводятся на самих ранних стадиях проектных разработок (п.5.1 ДБН А.2.2-1-2003). Разработчик проекта готовит важный документ – «Заявление о намерениях» (Дополнение «Г» ДБН А.2.2-1-2003), в котором должны быть отмечены все потенциальные проблемы относительно влияния на окружающую среду и потенциальные риски проекта.

Материалы ОВОС также комплектуются «Заявлением об экологических последствиях планируемой деятельности». Заявление о последствиях сжато наводит выводы ОВОС и наиболее важные комментарии (Пункт 4.2 ДБН А.2.2-1-2003), и сообщает о ее распространении через общенациональные (или местные) средства массовой информации, публикации в сети Интернет.

Процесс консультаций по ОВОС, согласно п.1.6 ДБН А.2.2-1-2003, начинается с объявления «Заявления о намерениях» реализовать Проект, после чего могут состояться начальные общественные обсуждения относительно Проекта (они стали снова обязательными с 20.11.2012г., когда в действие вошли изменения к абзацу 3 части 1 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»). Количество общественных обсуждений отечественными строительными нормами и законами не регулируется. Второе открытое слушание целесообразно проводить тогда, когда результаты ОВОС вместе с любыми комментариями от общественности, собранными на протяжении процесса, становятся доступными для Заказчика Проекта, Генпроектувальника и разработчика ОВОС. Экземпляры ОВОС должны быть в обязательном порядке доступными для общественности. Для этого в «Заявлении о намерениях» реализовать Проект отмечается дата, место и период ознакомления общественности с материалами ОВОС и Проекта.

Итоговый вариант ОВОС, который включает все комментарии общественности, в составе проектной документации соответствующего этапа проектирования - подается на экспертизу (процесс анализа и оценки проектной документации, который проводится ответственными экспертными учреждениями и организациями всех форм собственности, согласно требований статьи 31 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности»).

Этот процесс включает экспертное рассмотрение Проекта и ОВОС - по вопросам экологической безопасности и охраны окружающей природной среды - организациями с сертифицированными экспертами, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины (Мінрегионстрой), в соответствии с критериями, утвержденными Приказом Минрегионстроя от 23.05.2011г. №53 и зарегистрированным в Министерстве юстиции 16.06.2011г. за №719/19457 «Об утверждении критериев, которым должны отвечать экспертные организации,  которые  осуществляют  экспертизу проектов строительства».

С 17.02.2011г. государственная экологическая экспертиза проектной документации, с материалами ОВОС, в Украине проводилась как отдельный процесс - специалистами территориальных органов Министерства охраны окружающей природной среды Украины. Теперь данную функцию выполняют сертифицированные Минрегионстроем эксперты.

Процесс экспертизы осуществляют сертифицированные эксперты по вопросам санитарных, эпидемиологических, экологических норм, безопасности труда, сохранения энергии, противопожарной безопасности, технологии, ядерной и радиационной безопасности. Цель экспертизы - рассмотреть и одобрить разработанную проектную документацию (в том числе документацию по ОВОС). Экспертиза (в том числе раздел ОВОС), обычно проводится в пределах 90 дней. Процедура экспертизы проектной документации на строительство объектов регулируется «Порядком утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы», утв. приказом Минрегионстроя №560 от 11.05.2011г.

Если экспертная организация делает вывод, что проектная документация соответствует действующим нормам, и что проект не будет иметь вредных экологических последствий, проект переходит на следующую (рабочую) стадию планирования (РД). На этой стадии ОВОС становится основой для конкретизации экологических предпосылок для закупки и сооружения, и позволяет разработать эксплуатационные документы и материалы по техобслуживанию, чтобы гарантировать ввод в эксплуатацию объекта в экологически приемлемый способ.

Отчет об ОВОС - это одно из главных оснований для предоставления разрешений на реализацию проекта уполномоченными регуляторными органами в Украине. Процесс утверждения ОВОС регулируется ответственным экспертом по вопросам охраны окружающей среды и руководителем экспертной организации. Процесс выдачи разрешения на подготовительные и строительные работы координируется региональным органом Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины.

 Специалисте НПП "ЭКОЗАЩИТА" в оптимальные сроки профессионально выполнят оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) для Вашего объекта (проекту), а также окажут высококачественные услуги по сопровождению получения позитивного експетного отчета относительно проектной документации в части экологической и санитарной безопасности.