Разработка документации и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферный воздух

 Согласно статьи 11 Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха», выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться только после получения разрешения, которое выдается областными (и Киевской городской) государственными  администрациями (относительно объектов 2-й или 3-й группы), и Минприроды Украины (относительно объектов 1-й группы), по согласованию с центральным органом  исполнительной  власти,  который реализует государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения (Госсанэпидслужба Украины и ее территориальные органы).

Процедура получения разрешения на выбросы установлена «Порядком проведения и оплаты работ, связанных с выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, учета предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые получили такие разрешения», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 марта 2002 г. №302 (с изменениями от 07.08.2013г.).

 Срок действия разрешения - не меньше, чем 5 лет.

 Для получения разрешения субъект:

- оформляет заявление;

- проводит инвентаризацию стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, пылогазоочисного оборудования;

- готовит документы, в которых обосновываются объемы выбросов загрязняющих веществ;

- проводит оценку влияния выбросов загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны;

- разрабатывает планы мероприятий по: достижению установленных нормативов граничнодопустимих выбросов для наиболее распространенных и опасных загрязняющих веществ; охраны атмосферного воздуха на случай возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; ликвидации причин и следствий загрязнения атмосферного воздуха; окончательного прекращения деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и приведения места деятельности в удовлетворительное состояние; предотвращения превышения установленных нормативов граничнодопустимих выбросов в процессе производства; осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов граничнодопустимих выбросов загрязняющих веществ и условий разрешения на выбросы;

- обосновывает размеры нормативных санитарно-защитных зон, проводит оценку расходов, связанных с реализацией мероприятий по их созданию;

- проводит оценку и анализ расходов, связанных с реализацией запланированных мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

- готовит информацию о получении разрешения для ознакомления с ней общественности в соответствии с законодательством.

 Субъект ведения хозяйственной деятельности, объект которого принадлежит к 1-й группе, для получения разрешения подает Минприроды, а субъект ведения хозяйственной деятельности, объект которого принадлежит ко 2-й или 3-й группе, - разрешительному центру, в письменной и в электронной форме документы, подготовленные  в соответствии с утвержденной Минприроды «Инструкцией об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы  выбросов», а также помещает в местных печатных средствах массовой информации сообщение о намерении получить разрешение, с указанием адреса местной госадминистрации, в которую могут посылаться замечания общественных организаций и отдельных граждан.

Оформление «Документов, в которых обосновываются объемы выбросов» (в печатном и электронном виде) осуществляется в соответствии с «Инструкцией об общих требованиях к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей», утвержденной Приказом Минприроды от 09.03.2006г. №108.

Минприроды и разрешительные центры передают Госсанэпидслужбе, ее  территориальным органам, соответственно, - заявление и документы на получение разрешения. Госсанэпидслужба, ее территориальные органы, в течение 15 календарных дней с даты поступления документов принимают решение относительно возможности/невозможности выдачи разрешения, которое посылается Минприроды и разрешительным центрам соответственно.

Местные госадминистрации рассматривают замечания общественных организаций, в случае необходимости, организуют проведение их публичного обсуждения, и в течение 30 календарных дней с даты опубликования информации о намерении  субъекта  ведения хозяйственной деятельности получить разрешение, сообщают об этом орган, который выдает разрешение.

После этого разрешение на выбросы выдается областными (и Киевской городской) государственными  администрациями (относительно объектов 2-й или 3-й группы), и Минприроды Украины (относительно объектов 1-й группы) в десятидневный срок.

 Субъекты ведения хозяйственной деятельности для разработки документов, в которых обосновываются объемы выбросов, могут привлекать учреждения, организации и заведения, которым Минприроды предоставляет право на разработку таких документов, в частности, ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА».

 Исходя из специфики этих работ, которые, как указано выше, подпадают под сферу государственного метрологического контроля, рекомендуется привлекать только специализированные организации, в частности, ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА», - для выполнения таких работ «под ключ». Такие специализированные организации должны быть зарегистрированы в установленном порядке и иметь регистрационное свидетельство, оформленное согласно требований «Порядка внесения учреждений, организаций и заведений, которые осуществляют разработку документов, которые обосновывают объемы выбросов, для предприятий, учреждений, организаций и граждан - субъектов предпринимательской деятельности, в перечень Минприроды Украины», утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 01.10.2012г. №475. ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА» внесено в этот «Перечень» одним из первых.

 Необходимым документом для получения разрешения на выбросы, является «Отчет проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии».

Процедура проведения инвентаризации выбросов и оформления соответствующего отчета установлена «Инструкцией о содержании и порядке составления отчета о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии», утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 10 февраля 1995г. №7.

 Инвентаризация источников выбросов может проводиться со следующей целью:

- для разработки нормативов образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;

- для разработки нормативов предельно допустимых выбросов;

- для регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

- для осуществления государственного учета в отрасли охраны атмосферного воздуха;

- для разработки краткосрочных и долгосрочных планов мероприятий предприятий;

- для разработки экологических программ по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

 Инвентаризацию источников выбросов имеют право проводить предприятия, учреждения и организации, которые имеют в своем составе аккредитованную лабораторию на проведение лабораторных исследований. Лаборатория должна быть аккредитована на проведение анализов тех веществ, которые присутствуют в выбросах данного предприятия. Собственная экологическая лаборатория ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА» аккредитована на выполнение широкого спектра измерений. Работы по отбору проб производятся в соответствии с КНД 211.2.3.063-98 «Метрологическое обеспечение. Отбор проб промышленных выбросов. Инструкция» (утв. Приказом Минприроды от 09.03.2004г. №93).

 Согласно требований и процедур, установленных «Порядком ведения государственного учета в отрасли охраны атмосферного воздуха», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 13 декабря в 2001 г. №1655 (с изменениями от 07.08.2013г.), и «Инструкции о порядке и критериях взятия на государственный учет объектов, которые производят или могут оказать вредное влияние на здоровье людей и состояние атмосферного воздуха, видов и объемов загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух», утвержденной приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 10 мая 2002г. №177, предприятие может быть взято на государственный учет. Взятие на учет объектов осуществляется при условии, если в их выбросах присутствует хотя бы одно загрязняющее вещество (или группа веществ), потенциальные выбросы которого равны или превышает величину, отмеченную в «Перечне загрязняющих веществ и пороговых значений потенциальных выбросов, по которым осуществляется государственный учет», указанных в дополнении 1 к «Инструкции…». Основой взятия на учет являются материалы инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 Предприятия, организации, учреждения, которые имеют стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха, обязаны подавать государственную статистическую отчетность по формам «2-ТП воздух», - квартальную и годовую, а также ежеквартально проводить уплату экологического налога, согласно требований и сроков, отмеченных в «Налоговом Кодексе Украины» (раздел VIII «Экологический налог»).

 ООО «НПП «ЭКОЗАЩИТА» предоставляет инжиниринговые и консультативные услуги относительно осуществления контроля за соблюдением утвержденных нормативов граничнодопустимих выбросов загрязняющих веществ, а также за их результатами - составляет отчеты о государственном статистическом наблюдении по форме «№2-ТП» (годовая), а также «№2-ТП» (квартальная) (приказ Госстата Украины 14.06.2013г. №182). При составлении отчета используется «Инструкция относительно заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха «№2-ТП (воздух)» «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовой) и (квартальный)», утв. приказом Государственного комитета статистики Украины от 20.10.2008г.  №396  и  зареєстр.  в  Миньюсте Украины 05.11.2008г. №1075/15766.

 За сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ на субъект ведения хозяйства могут быть наложены финансовые санкции, размер которых устанавливается «Методикой расчета размеров возмещения убытков, которые причинены государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», утвержденной приказом Минприроды №639 от 10.12.2008г., зарегистр.  в  Миньюсте Украины 21.01.2009г. №48/16064. Размер убытка является прямо пропорциональным количеству сверхнормативно выброшенного вещества (в т.ч. без разрешения) и обратно пропорциональным предельнодопустимой концентрации загрязняющего вещества. Кроме того, при расчете, через коэффициенты, учитываются территориальные социально-экологические особенности и состояние загрязнения этим веществом атмосферного воздуха в месте сверхнормативных выбросов.

 С целью устранения требований предписаний территориальных органов Государственной экологической инспекции, и для составления правильных форм статистической отчетности и корректной оплаты экологического налога, Научно-производственное предприятие «ЭКОЗАЩИТА» оказывает комплексные услуги по проведению регулярных контрольных измерений параметров газопылевых потоков и концентраций загрязняющих веществ на источниках выбросов предприятий, с оформлением надлежащих актов и протоколов.

 Специалисты НПП «ЭКОЗАЩИТА» в оптимальные сроки профессионально выполнят перечисленный выше объемы работ, а также окажут высококачественные услуги по сопровождению получения разрешения на выбросы для Вашего объекта.