Составление поквартальных расчетов платы экологического налога и рекомендации по оптимизации этих платежей 

Специалисты "НПП "ЭКОЗАЩИТА" предоставляют услуги по проведению экологического обследования (экоаудита) Вашего объекта, рассмотрения первичной учетной, статистической, разрешительной и проектно-технической документации - с целью оформления корректных расчетов поквартальной уплаты всех видов экологического налога. 

При составлении расчетов уплаты за загрязнение окружающей среды и размещение отходов (экологический налог) или уплаты убытков за негативные влияния, которые взымаются с предприятий, экспертами и экологическими аудиторами "НПП "ЭКОЗАЩИТА" осуществляется анализ текущего экологического состояния Вашего объекта и соответствие нормативным требованиям Вашей экологической разрешительной и технической документации. 

На основании полученных данных, с Заказчиком согласовываются сроки проведения работ и их стоимость, после чего заключается договор на расчет платы за негативное влияние и согласование экоплатежей (экологический налог), с заполнением декларации экологического налога и ее приложений. 

Для того, чтобы выполнить расчет уплаты за негативное влияние на окружающую среду (экологический налог) или определить  размер платежей за загрязнение, необходимо точно знать количество размещенных и направленных на утилизацию / захоронение отходов всех класов опасности, объемы выбросов в атмосферу всех видов загрязняющих веществ и конкретные виды и количество сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. 

Правильность расчета экологических расчетов платежей за загрязнение (экологический налог) зависит от точности учета фактических объемов отходов, выбросов и сбросов по итогам квартала. 

Специалисты "НПП "ЭКОЗАЩИТА" могут грамотно и обоснованно рассчитать экологическую плату за загрязнение окружающей среды (экологический налог) для Вашего предприятия. 

В соответствии с п. 240.1 ст. 240 раздела VIII "Экологический налог" Налогового кодекса Украины плательщиками экологического налога является субъекты хозяйствования, юридические лица, которые не осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их основателей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются: 

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов);
  • образование радиоактивных  отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особенными условиями лицензии срока. 

Объектом и базой налогообложения экологическим налогом являются: 

  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
  • объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, что размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов ведения хозяйственной деятельности;
  • объемы и виды топлива, в том числе изготовленного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами, кроме объемов топлива, вывезенных из таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта или реэкспорта и/или переработки на таможенной территории Украины, засвидетельствованных должным образом, с оформленной таможенной декларацией; мазута и печного топлива, которые используются в процессе производства тепло- и электроэнергии;
  • объемы и категории радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особенными условиями лицензии срока;
  • объемы электрической энергии, выработанной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций). 

Обычно экологическая налоговая отчетность содержит данные о начисленных налоговых обязательствах за определенный период, размеры штрафов за загрязнение окружающей среды или несвоевременную уплату экологических налогов в бюджет.

Однако, многолетний опыт "НПП "ЭКОЗАЩИТА" показывает, что в настоящее время многим предприятиям более выгодно платить экологические налоги, админштрафы и сборы, чем вводить экологические технологии для уменьшения негативного влияния на окружающую среду и снижать величины налоговых обязательств перед бюджетом. 

Размеры экологического налога 

Налоговым экологическим законодательством определены такие размеры экологического налога, (грн. за 1 тонну): 

  • за загрязнение водных объектов - от 29.27грн./т до 106936.91грн./т;
  • за размещение отходов - от 0.31грн./т до 890.79грн./т;
  • за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения - от 58.54грн./т до 117.07грн./т;
  • за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения - от 58.54грн./т до 1977992,51грн./т. 

Базовый налоговый (отчетный) период равняется календарному кварталу. 

Плательщики налога, кроме тех, которые определены пунктом 240.2 статьи 240 Налогового  Кодекса, и налоговые агенты составляют налоговые декларации за формой, установленной в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса, подают их в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала, контролирующим органам, и платят налог в течение 10 календарных дней, которые наступают за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, за исключением налоговых агентов, определенных подпунктом 241.2.2 пункта 241.2 статьи 241  Кодекса (которые платят налог к или в день представления таможенной декларации). 

Где осуществляется оплата эконалога: 

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах - за местом размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов;
  • за топливо, реализованное налоговыми агентами, - по месту пребывания такого налогового агента на налоговом учете в контролирующих органах;
  • за образование радиоактивных отходов и временное хранение радиоактивных отходов сверх установленного особенными условиями лицензии срока - по месту пребывания плательщика на налоговом учете в контролирующих органах. 

К Налоговой декларации по экологическому налогу прилагаются расчеты налоговых обязательств по экологическому налогу (дополнения №1 - 7), которые являются ее неотъемлемой частью, а именно: 

  • за выбросы в атмосферный воздух ЗВ:

-         стационарными источниками загрязнения (дополнение № 1);

-         передвижными источниками загрязнения (дополнение № 2);

  • за сбросы ЗВ непосредственно в водные объекты (дополнение № 3);
  • за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (дополнение № 4);
  • за образование радиоактивных отходов:

- включая уже накопленные (дополнение № 5);

- за приобретение источников(а) ионизирующего излучения (дополнение № 6);

- за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особенными условиями лицензии срока (дополнение № 7). 

Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен сообщить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объектов вычисления экологического налога. Иначе плательщик экологического  налога обязан подавать налоговые декларации в полном объеме (!). 

Плательщики экологического налога перечисляют суммы экологического  налога одним платежным поручениям на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства Украины, которые осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном Бюджетным кодексом. 

Пунктом 51 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Бюджетного кодекса установлено, что экологический налог (кроме налога, который производится за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особенными условиями лицензии срока) засчитывается таким способом: 

в специальный фонд госбюджета: 

  • с 2014 г. - 65 % (из них 50 % направляются на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм оплаченного ими экологического налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины); 

в специальный фонд местных бюджетов: 

  • с 2014 г. - 35 %.

 В случае, если: 

  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ) являются разными), то такой плательщик налога обязан подать соответствующему органу ГНС по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов налоговую декларацию относительно каждого стационарного источника загрязнения или специально отведенного для размещения отходов места или объекта отдельно;
  • плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) или за его пределами (код согласно КОАТУУ один и тот же), то такой плательщик налога может подать соответствующему органу ГНС одну налоговую декларацию экологического налога за такие источники загрязнения;
  • плательщик экологического налога находится на налоговом учете в городе с районным разделением, то такой плательщик может подать одну налоговую декларацию за выбросы всеми источниками загрязнения, если эти источники расположены на территории такого города (отмечается код согласно КОАТУУ по месту пребывания плательщика экологического налога на налоговом учете (городского совета)). 

Органы ГНС (по согласованию) привлекают работников органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды и специальных подразделений центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды для проверки правильности определения плательщиками налога фактических объемов выбросов стационарными источниками загрязнения, сбросов и размещения отходов (п. 250.12 ст. 250 Налогового кодекса).

 В случае, если у Вас возникают вопросы в части правильности заполнения налоговой декларации экологического налога и неуверенность относительно полноты уплаты экологического налога, если Вы не уверены, что уплата экологического налога Вашим предприятием осуществляется корректно (Вы считаете, что платите больше), - обращайтесь к экологическим аудиторам "НПП "ЭКОЗАЩИТА", ведь сотрудничество с "НПП "ЭКОЗАЩИТА" - кратчайший путь к экологически безопасному бизнесу!