Технологии

Наилучшие доступные технологии (НДТ) - термин, пришедший в Украину из Европейского Союза. Широкое распростронение "Наилучшие доступные технологии" (Best Available Techniques - IPPC BAT EU) получили в ЕС, начиная с середины 90-х, в соответствии с Директивой Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений.

Основная цель НДТ - совершенствование систем управления и контроля производственных процессов на промышленных предприятиях для обеспечения комплексного подхода к защите окружающей среды. Применение наилучших доступных технологий позволяет повысить технологическую эффективность и экологическую безопасность на промышленных объектах. Руководящие документы по наилучшим доступным технологиям постоянно модифицируются в соответствии с передовыми и наиболее эффективными на сегодняшний день производственные процессами и оборудованием.

Законодательство Украины в настоящее время использует термин «НДТ» в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, пункт «г» ст. 3 Закона Украины «Про охрану окружающей природной среды» одним из основных принципов охраны окружающей природной среды определяет «экологизацию материального производства на основе … широкого внедрения новейших технологий». Правилом, которое позволяет использовать принцип «НДТ», следует считать также положение пункта «а» ч. 1 ст. 40 этого же Закона, которым определено общую обязанность осуществлять импользование природных ресурсов с соблюдением обязательных экологических требований, в частности, «рационального и экономного использования природных ресурсов на основе широкого применения новейших технологий».

Руководящие документы по НДТ применяются в странах ЕС в процессе выдачи разрешений промышленным предприятиям на сбросы сточных вод, выбросы в атмосферу и размещение твердых отходов. Наилучшие доступные технологии позволяют оценить практическую пригодность конкретных технологий для обеспечения соблюдения экологических нормативов, разработанных и применяемых для предотвращения и/или снижения сбросов, выбросов и общего влияния на окружающую среду.

Аналогичным образом, в Украине, требования применения принципа «НДТ» закреплены в «Инструкции про общие требования к оформлению документов, в которых обосновываются объемы выбросов, для получения разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками для предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей», в частности - в «Перечне производств и технологического оборудования, которые подлежат применению наилучших доступных технологий и методов управления» (Приложение 3), утвержденному приказом Минприроды Украины №108 от 09.03.2006г.

Перейдя по данной ссылке на нашем сайте, Вы получите доступ к Реестру наилучших доступных технологий и методов управления, доступных для скачивания.

Нормативный документ

Принятый документ

Официальный законопроект

Пищевая, молочная и промышленность безалкогольных напитков

БРЕФ (08.2006)

Общие принципы мониторинга

НД (07.2003)

ОЗ (10.2013)

Промышленные системы охлаждения

БРЕФ (12.2001)

Интенсивное выращивание птицы и свиней

БРЕФ (07.2003)

З2 (08.2013)

Производство чугуна и стали

BННТ (03.2012)

БРЕФ (03.2012)

Большие предприятия по сжиганию топлива

БРЕФ (07.2006)

З1 (06.2013)

Масштабное производство неорганических химических веществ – промышленности по производству аммиака, кислот и минеральных удобрений

БРЕФ (08.2007)

Масштабная органическая химическая промышленность

БРЕФ (02.2003)

Черная металлургия

БРЕФ (12.2001)

Общая очистка сточных вод и отходных газов/Системы управления в химической отрасли

БРЕФ (02.2003)

З2 (07.2011)

Экономика и средства масс-медиа

НД (07.2006)

Выбросы из резервуаров

БРЕФ (07.2006)

Энергоэффективность

БРЕФ (02.2009)

Цементная, известковая промышленности

ВННТ (04.2013)

БРЕФ (04.2013)

Керамическая отделочная промышленность

БРЕФ (08.2007)

Менеджмент отходов и пустых пород в горнодобывающей деятельности

БРЕФ (01.2009)

Производство стекла

BННТ (03.2012)

БРЕФ (03.2012)

Производство химических продуктов тонкого органического синтеза

БРЕФ (08.2006)

Промышленность цветной металлургии

БРЕФ (12.2001)

З3 (02.2013)

Щелочно-хлорное производство

БРЕФ (12.2001)

ОЗ (04.2013)

Производство полимеров

БРЕФ (08.2007)

Производство специальных неорганических химических веществ

БРЕФ (08.2007)

Целлюлозно-бумажная промышленность

БРЕФ (12.2001)

ОЗ (07.2013)

Переработка нефтепродуктов и газа

БРЕФ (02.2003)

ОЗ (07.2013)

Скотобойни и отрасли производства животных продуктов

БРЕФ (05.2005)

Кузнечная и литейная промышленности

БРЕФ (05.2005)

Поверхностная обработка металлов и пластмасс

БРЕФ (08.2006)

Поверхностная обработка с использованием органических растворителей

БРЕФ (08.2007)

Дубление шкур и кожи

ВННТ (02.2013)

БРЕФ (02.2013)

Текстильная промышленность

БРЕФ (07.2003)

Сжигание отходов

БРЕФ (08.2006)

Отрасли промышленности по переработке отходов

БРЕФ (08.2006)


Действующий порядок выдачи разрешений выбросы загрязняющих веществ в Украине содержит отдельные елементы принципа "НДТ".

В Украине условия разрешения на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основе нормативов предельнодопустимых выбросов загрязняющих веществ (далее – «норматив ПДВ») и технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ (далее – «технологические нормативы ПДВ»).

Нормативы ПДВ устанавливаются по средним показателям выбросов, определенных для типов оборудования, где объемы таких выбросов являются наименьшими: для 12% типов оборудования - при наличии 30 или больше типов; для 5 типов оборудования - при наличии менее 30 типов (п. 6 "Порядка разработки и уттвердження нормативов предельнодопустимих выбросов загрязняющих веществ из стационарных источников", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2001 года №1780 (далеее - Порядок 1780).

Технологические нормативы ПДВ разрабатываются по процедуре, предусмотренной "Порядком 1780", и устанавливают требования к количеству выбросов загрязняющих веществ, в случае использования тех или других технологий.

Технологические нормативы ПДВ утверждаются приказами Минприроды:

Ознакомиться с соответствующими приказами Минприроды возможно, осуществив переход по данной ссылке на нашем сайте.

В этих же приказах устанавливается перспективный и текущий технологический нормативы ПДВ.

Перспективный технологический норматив ПДВ применяется к новым установкам. Для действующих установок применяется текущий технологический норматив ПДВ. В разрешении на выбросы загрязняющих веществ устанавливается также срок достижения перспективного технологического норматива ПДВ. Этот срок определяется в самом технологическом нормативе ПДВ.

Нормативы ПДВ и технологические нормативы ПДВ - общеобязательные нормы, отступать от которых запрещено, согласно положения части 9 ст. 11 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха", согласно которому разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух выдаются лишь при условии не превышения нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ стацио-нарными источниками; соблюдении требований к технологическим процессам в части ограничения выбросов загрязняющих веществ.

Изучение правовой практики свидетельствует, что органы, которые выдают разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - разрешительные органы), в отдельных случаях устанавливают более сжатые, а в иных случаях - долгие сроки достижения показателей, предусмотренных перспективными технологическими нормативами ПДВ, в сравнении со сроками, предусмотренными самими технологическими нормативами ПДВ. При этом ни Законом Украины «Об охране атмосферного воздуха», ни «Порядком 1780», ни технологическими нормативами ПДВ не предвидено такой возможности.

Определенной правовой почвой для таких решений разрешительных органов может служить положение п.8 ч.3 ст.2 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 №2747 - ІV (дальше - КАСУ), который обязывает административные суды при принятии решений уполномоченными органами по делам административной юрисдикции проверять, приняты ли эти решения "с соблюдением необходимого баланса между любыми неблагоприятными последствиями для прав, свобод и интересов лица, и целями, на достижение которых направлено это решение (дальше - требование пропорциональности).

В случае, если разрешительный орган очутится перед выбором:

а) продолжить срок достижения показателя, установленного перспективным технологическим нормативом ПДВ на год, если такое продолжение не повлечет существенного вреда окружающей среде и здоровью человека, или

б) прекратить деятельность предприятия (и лишить работы большинства населения соответствующего города), то:

очевидно, решением, которое будет отвечать требованию п.8 ч.3 ст.2 КАСУ, будет первое («а») решение.

Таким образом, вышеприведенное правовое регулирование, закрепленное в КАСУ, носит признаки принципа "НДТ", поскольку позволяет взвешивать разные общественные интересы и избегать защиты экологических интересов с помощью непропорционального вреда экономическим и другим интересам.

Квалифицированная экологическая и правовая помощь специалистов НПП «ЭКОЗАЩИТА» при определении вариантов применения тех или иных методов управления, а также формирования планов природоохранных мероприятий и экологических программ на Вашем предприятии, позволит Вам гарантированно получить разрешение на выбросы в установленные сроки, или даже быстрее, при этом - на условиях соблюдения экономической целесообразности и экологической безопасности.